Войти
/
Регистрация
вход для пользователей

Камеры на дорогах: экономика и… педагогика

24 Января 2018
Объективы, следящие за порядком на автодорогах давно не редкость, но пока еще и не данность. Тем не менее, эта отрасль в которой Пенза является одним из лидеров. Чем мы лучше других регионов ― попробуем разобраться.



Сегодня фото- и видеофиксация нарушений Правил дорожного движения применяется практически во всех субъектах Федерации, но одни регионы используют ее с размахом, а другие откровенно робеют перед современными технологиями. В Республике Татарстан или в Москве, например, за дорогами наблюдает более тысячи комплексов, а в Республике Тыва, Ненецком автономном округе и Еврейской автономной области их счет идет даже не на десятки, а на единицы.

Актуальные данные по пяти самым «продвинутым» регионам приведены в таблице:


Отметим, что в ряде субъектов-«аутсайдеров», таких как Магаданская область или Ненецкий автономный округ, ситуация продиктована сложностью метеоусловий.

Впрочем, на наш взгляд, больший интерес представляют данные последнего столбца, характеризующая эффективность оборудования и режимов его эксплуатации.

Не утомляя Читателя статистическими расчетами, что корреляция между количеством камер их «удельной штрафуемостью» присутствует, но она далеко не стопроцентна, представляемTOP-5 регионов с точки зрения эффективности:


О том, как грамотно строить работу по фото- и видеофиксации нарушений ПДД мы поинтересовались у Олега Геннадьевича Звонова, руководителя межрегионального научно-производственного кластера «Росоператор», отвечающего за работу системы в Пензенской области и ряде других регионов.

— Для начала, надо понимать, как комплексы фото- и видеофиксации появляются на дороге. Существуют три основных варианта.

Первый — «традиционный» — когда регион сам закупает оборудование и сам же его обслуживает, либо принимает на аутсорсинг другую компанию. На первый взгляд, этот метод кажется оптимальным: сам купил, сам обслуживаешь, сам получаешь доход.

Но на практике все обстоит с точностью до наоборот. Мы знаем, что практически каждая существенная затрата в бюджетной сфере проходит через процедуры, предусмотренные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок…». Затраты на текущий ремонт, оперативную передислокацию зачастую оказываются не заложены в смету, в итоге оборудование может простаивать месяцами, прежде, чем пройдут все необходимые формальности — из-за того, что не хватило лишних ста тысяч рублей.

Альтернативой являются сервисные модели, когда сторонняя компания использует собственные комплексы и выполняет все работ, а регион оплачивает время работы оборудования, грубо говоря, по прайсу «N рублей за камеру в сутки». Органам власти остается только следить за своевременным выполнением интегратором своих обязанностей. Но здесь мы сталкиваемся с тем, что коммерческая компания стремится не только увеличить доход, но и снизить затраты, и любые лишние работы, например, по тому же перемещению камер, ей не выгодны.

Выходом из ситуации является третья модель, когда оплата идет не за время работы комплексов, а за количество зафиксированных нарушений. В таком случае интегратор сам заинтересован в том, чтобы повышать продуктивность камер. Ситуации с простоем оборудования, с временным выходом его из строя, с эксплуатацией на неэффективных рубежах сводятся к минимуму. Этот вариант мы сами считаем наиболее продвинутым и продвигаем его в ряде регионов. Хотя, в принципе, на практике работаем по всем трем схемам.

— Мы постоянно говорим об эффективности с точки зрения собираемости штрафов. Но ведь для общества эффективность камер — в снижении количества нарушений и, как следствие, аварийности. Нет ли здесь противоречия?

— Как раз,напротив. Здесь мы опять упираемся в условия эксплуатации. Допустим камера на определенном рубеже находилась некоторое время, и водители «запомнили» ее. Разумно оставить на этом месте муляж (знаки и разметка, сообщающие о ее наличии сохраняются — это не противоречит правовым нормам), а саму камеру поставить на новый рубеж. В итоге, меньшим количеством камер мы снижаем количество нарушений на все большем числе дорожных участков, при этом поддерживая и прибыль,и приток денег в бюджет на высоком уровне.

Разумеется, и региональные министерства финансов требуют повышения экономической эффективности, когда речь идет расширении соответствующих целевых программ. И это правильно — во всем нужно находить баланс.

Кстати, замечен любопытный экономический эффект. Если камеры активно используются на междугородних трассах, то примерно 40% штрафов приходится на жителей самого региона, а 60% — на тех, кто проезжает через него транзитом. Получается что-то вроде завуалированного «туристического сбора», когда денежная масса приходит в область или республику извне.

— А цифры подтверждают эффективность дорожных камер?

— Однозначно можно сказать, что в регионах, в которых распространено использование приборов фото- и видеофиксации статистика фиксирует снижение и количества нарушений, и аварийности, и смертности на автодорогах.

Конечно, законодательство пока несовершенно, в процессе работы возникает много спорных ситуаций: люди возмущаются, спорят, не хотят оплачивать штрафы. Кто-то из получивших «письма счастья» пытается оправдаться тем, что было невидно разметку, не были установленные необходимые (по его мнению, а не по ГОСТу) дорожные знаки. 

Как-то один водитель получил за месяц штрафов на 70 тысяч рублей, потому что постоянно парковался в неположенном месте. «Я же не знал, что вы каждый день там снимаете!» — говорил он. Зато он, как выяснилось, прекрасно знал о наличии в этом месте запрещающего знака. 

Поэтому люди постепенно приходят к пониманию, что самый надежный способ не платить штрафы — это соблюдать правила дорожного движения. Вот такая вот педагогика.

Теги: Камеры на дорогах: экономика и… педагогика, камера, камеры на дорогах, дорога, экономика, автодорога, Пенза, фото видеофиксации, фотовидеофиксация, ФВФ, системы видеонаблюдения, нарушение, съемка нарушения, правила дорожного движения, ПДД, Пензенская область, Росоператор, Олег Звонов, нарушение ПДД, штрафы, аварийность, экономическая эффективность, дорожные камеры, смертность, законодательство

3
Комментарии (5)
0
Андрей Буртасский

Да вы задолбали писать всякую хреноту. Я уже месяц езжу как хочу. Никаких штрафов. И камеры ваши не работают.
0
Роза Люксембург
Респект братуха! 120 по проспекту вчера на бэхе жал!
0
Миша Хорев
Правительству вообще деньги не нужны походу
0
Анна Цыплякова
Камеры уже давно не работают)) Сколько проезжала, ни разу не получала штрафов. У всех так? Или я не правильно езжу?)
0
Светлана Ясная
Перед приближающимися выборами выросшее количество дтп будет некстати
Добавить комментарий