RU
/
ENG
Войти
/
Регистрация
вход для пользователей

Молодые журналисты, где вы — 2

11 Декабря 2017
Пару месяцев назад портал «Пенза-Онлайн» опубликовал материал «Молодые журналисты, где вы?» Речь шла о том, как трудно сейчас редакции заполучить себе в штат толкового молодого специалиста. То ли учат в нашем ПГУ на кафедре журналистики совсем не тому, что надо, то ли те, кто умеет грамотно излагать свои мысли, сразу после окончания вуза уезжают жить и работать в другие регионы. Материал вызвал бурное обсуждение в социальных сетях, и сегодня мы решили продолжить тему.



Виноваты сами редакции?


Среди авторов отзывов на материал были те, кто полностью поддержал изложенную точку зрения. Но нашлись и те, кто откровенно возмутился. Например, на «Пенза-Пресс» вышел ответный текст «Нормальные редакции и институты, где вы?». В нем начинающий журналист Вадим Скворцов попытался объяснить, почему сложилась такая ситуация. По его мнению, в редакциях региональных изданий сплошь «старики», которые сидят там десятилетиями, и их никуда с этих мест не сдвинуть, даже если ты молодой, толковый и перспективный. Такой вывод он сделал, побывав на региональном фестивале СМИ «А мы из Пензы!»

«Я был несколько шокирован, — пишет Вадим. — Большинство участников этого мероприятия — пенсионерки из каких-то районных газет. Ни одного молодого лица, кроме меня, наверное. О каком обновлении журналистики может быть речь?»

Впрочем, в части своего повествования журналист поддержал автора «Пенза-Онлайн», изложив те же самые вещи другими словами. Например, упомянул о низком качестве журналистского образования в Пензе.

О самостоятельности ресурсов


Что ж, поговорим об образовании еще немного. Недавно в сети автору сего материала попалось учебное пособие, изданное в 2017 году Пензенским государственным университетом. Методичка называется «Новостная журналистика (на материале публикаций информационных агентств и новостных порталов г. Пензы)». Документ, вмещающий в себя аж 64 страницы, можно скачать здесь . Надо думать, раз это учебное пособие, то студенты кафедры журналистики знакомятся с местными информационными интернет-изданиями именно с его помощью. Познакомим с ним и наших читателей.

Во вступительной части пособия рассказывается об информационных агентствах и новостных порталах, которые функционируют на территории Пензы и области. По мнению авторов методички, у нас 5 информационных агентств и 4 новостных портала. Сразу стоит отметить, что на самом деле их гораздо больше. Читаем дальше: «Информационный (новостной) портал отличается от информационного агентства тем, что является самостоятельным интернет-СМИ». И сразу удивляемся. То есть, перечисленные в пособии информационные агентства, в том числе «Пенза-Пресс», «ПензаИнформ» и «PenzaNews», самостоятельными не являются?

Большой вопрос. Следовало в таком случае уточнить, под чью дудку «пляшут» Елена Юсупова, Софья Белова и Павел Полосин (редакторы этих информационных агентств), и чьи заказные материалы публикуют, раз самостоятельности у них нет.

Перечислены и четыре информационных и информационно-аналитических портала Пензы: «The Penza Post», «Пенза-Взгляд», «1PNZ» и «Пенза-Онлайн». Нам кажется, авторам стоило бы упомянуть хотя бы «SMI58», «ТемаПенза» и еще пару порталов. Мы уж не говорим о том, что часть пензенских печатных изданий имеет свои информационные порталы. По контенту они значительно отличаются от газетных версий, и их также можно рассматривать как самостоятельные («Пензенская правда», «Наш город», «АиФ Пенза» и т.д.) Но про них в методичке ни слова.

Авторы пособия — Е.К. Рева и Г.С. Зуева — утверждают, что портал «Пенза-Онлайн» публикует новости. А в новости всегда (!) отсутствует авторская оценка (эта фраза — тоже из методички). Как, надеемся, давно заметили наши читатели, новостей в чистом виде у нас нет вообще. Большинство материалов портала «Пенза-Онлайн» — именно авторские аналитические статьи. С достаточно субъективной оценкой событий. То есть, по нашему мнению, данное утверждение вводит в заблуждение молодых журналистов.

Информационным поводом для написания новости, кроме события и происшествия, оказывается, могут быть действия журналиста. Не знали? Журналист совершил телефонный звонок — уже повод. Встретил на улице интересного человека — тоже хорошо. Имейте в виду.

Новости. Мягкие и жесткие


К теоретической части — какие бывают новости, новостные репортажи и интервью, как они пишутся и оформляются — мы придираться не будем. Все изложено подробно и, с нашей точки зрения, в большей степени верно. Правда, то, что авторы разделили новости на «мягкие» и «жесткие», вызвало немало нареканий у самих пензенских журналистов.

«Не бывает мягких новостей и жестких новостей. Бывает информация, и требования к изложению информационных материалов, которые определяются стандартами подачи информации самого информационного ресурса или стандартами работы редакции. Научным работникам и теоретикам журналистики этого ли не знать? Откуда же возьмутся в Пензе настоящие журналисты, если их по таким пособиям будут учить?» — комментирует данное пособие в одной из социальных сетей известный журналист Наталия Наземнова.

Кстати, о том, что у каждого информационного ресурса свои стандарты и требования к изложению информации, в учебном пособии действительно нет ни слова.

«Я бы посоветовал составителям этого сборника в следующий раз перед тем, как отдавать его в печать, побеседовать с главными редакторами ведущих СМИ, чтобы собрать полную информацию, которую затем можно было бы грамотно, а не хаотично систематизировать и в обобщенном виде представить студентам», — пишет главный редактор ИА «PenzaNews» Павел Полосин.

Обсуждение данного учебного пособия, которое Павел Полосин назвал «сборником» (и с этим термином мы категорически согласны), велось на Фейсбуке, желающие могут почитать мнения некоторых действующих журналистов.

Придираться к пособию можно долго. Например, в нем ничего не сказано о значимости информационного повода, последствиях события для большинства аудитории ресурса, самой редакции, тех персонажей, о которых идет речь. Ничего — об актуальности и прогнозировании развития событий.

Зато есть про концентрические круги. Якобы большинство информационных сообщений имеют стандартную структуру, схематично изображаемую в виде концентрических кругов. Вы знали? По мнению авторов учебника, это действительно важно для будущего журналиста. Но мы — в редакции портала «Пенза-Онлайн» — перед написанием материала круги по-прежнему не рисуем. Может, зря?

Как отметил один из комментаторов, есть надежда, что по этому пособию не будут никого учить, что это пособие ради пособия, чтоб было, как кандидатская или докторская.

От редакции


С нашей точки зрения — точки зрения оптимистов — все же хорошо, что предпринята хоть какая-то попытка проанализировать работу пензенских информационных интернет-ресурсов. Почему в итоге получился такой сумбур? Просто при составлении «сборника» использовалось слишком много методик и вспомогательной литературы разного плана.

Надеемся, в 2018 году будет выпущена новая версия учебного пособия для журналистов. А перед этим авторы обязательно соберут редакторов пензенских электронных СМИ за «круглым столом», чтобы получить всю информацию из первых уст.
Источник фото: http://vuzyinfo.ru

Теги: Молодые журналисты, где вы — 2, журналист, Пенза Онлайн, молодые журналисты, журналистика, ПГУ, социальные сети, редакция, Пенза Пресс, Вадим Скворцов, фестиваль СМИ, СМИ, Пенза, образование, ПензаИнформ, PenzaNews, Елена Юсупова, Софья Белова, Павел Полосин, The Penza Post, Пенза Взгляд, 1PNZ, SMI58, ТемаПенза, Пензенская правда, Наш город, АиФ Пенза, новости, репортаж, интервью, информация, Наталия Наземнова, учебное пособие, Фейсбук, круглый стол, учебник

12
Комментарии (1)
0
Антон Инюшев
Отнюдь не считаю обсуждаемую методичку гениальной. Однако и в статье я вижу в основном пустые придирки.
Кстати, у методички был рецензент, некая Елена Юсупова, как раз редактор электронного СМИ. Почему бы к ней не предъявить претензии типа: "А чего это одни информационные порталы были упомянуты, а другие нет, и почему одни названы самостоятельными, а другие нет?" Она вроде как должна быть в курсе ситуации на рынке электронных СМИ. Так что, если даже авторы подобных методичек соберут всех редакторов за круглым столом (хотя их фиг соберешь вместе), качество пособий от этого не улучшится.
Добавить комментарий