Вход
/
Регистрация
вход ДЛЯ пользователей

Пенза, которой мы гордимся. Молодость к лицу городам

18 Октября 2017

Антон Инюшев

За последние годы пензенские молодые архитекторы доказали, что умеют объединяться и кооперироваться друг с другом — как в общественном, так и в профессиональном плане. Сейчас эти объединения начинают непосредственно влиять на облик нашего города. Подтверждением этого служит история архитектурного бюро «Вещь!».



Эпоха объединения


Начало этой истории можно вести, пожалуй, с 2011-2012 годов. Политический кризис в стране стал катализатором бурного развития гражданского общества. В Пензе, как и в других городах России, разнообразные группы и объединения появлялись как грибы после дождя. Активность граждан вышла на совершенно новый уровень. При этом политика обеспечила лишь первоначальный толчок, многие из создаваемых в это время гражданских сообществ были вполне аполитичными. Одной из таких групп стало сообщество «Молодые архитекторы Пензы».

Сложно сказать, почему именно архитекторы продемонстрировали в этих условиях свою способность к объединению и совместному продвижению интересов, почему параллельно не появлялись группы «молодых математиков» или «молодых слесарей». Вопрос этот очень важный и интересный, но мы оставим его до следующих публикаций.

В сообщество «Молодые архитекторы Пензы» входили студенты и молодые специалисты, которым уже не хватало лекций в вузе, но которые еще «не доросли» до серьезных проектов в профессиональных мастерских. Значительную роль в создании группы играла Галина Турчак и ее молодая мастерская «Глагол».

Члены сообщества устраивали тематические лекции, совместно обсуждали архитектурные проекты и тренды, делали попытки защитить старинные здания Пензы. Но при этом никаких особых обязательств участие в этой группе не накладывало. Со временем в этой благоприятной среде начали рождаться и более формальные объединения. Люди стали кооперироваться для работы над проектами (такими, например, как проект исследования городской среды «Посад»), или создавать собственные профессиональные организации — такие, как архитектурное бюро «Вещь!».

Семеро смелых


Антон Белов — один из основателей бюро «Вещь!». Сейчас ему 30 лет, он — один из «ветеранов» сообщества молодых архитекторов Пензы. Когда движение только зарождалось, Антон уже окончил строительный университет и успел некоторое время проработать в «Гражданпроекте». В начале 2017 г. он уволился из этой организации, чтобы вплотную заняться «Вещью».

Костяк команды будущего архитектурного бюро «Вещь!» сложился летом 2016 г., во время работы над конкурсным проектом в Н. Новгороде. Впрочем, эти 7 человек и до этого дружили, общались в одном сообществе. Но трудовые будни у Горьковского водохранилища (у «Горьковского моря» — так его называют местные) окончательно показали, что и работать вместе им вполне комфортно.

Семеро будущих архитекторов «Вещи» готовили площадку для фестиваля WAFEst («Фестиваль стихий») в лагере серферов у водохранилища. Работы было много — на конкурсе победили сразу два проекта пензенцев. «Ловец звуков земли» был вдохновлен «акустическими радарами» времен Первой Мировой войны, когда солдаты слушали небо с помощью громоздких приборов. А арт-объект у Горьковского моря предназначен для того, чтобы слушать лес. Антон Белов лично проверял: если встать между двух огромных деревянных «ушей», действительно можно качественно послушать лесную тишину.

Второй объект, победивший в конкурсе, — «Путь в Мангаллу». Это несколько мангалов на берегу, стилизованные под оленей (или лосей) со скандинавскими именами. Если воины мифической Валгаллы ждут Последней Битвы (Рагнарека), то олени-мангалы готовятся к Последнему Пикнику.

После этой работы в Н. Новгороде данная группа молодых архитекторов начала получать все больше заказов. Объединение друзей все больше стало походить на полноценную команду. И к 2017 году «Вещь!» из неформальной группы превратилась в официальную организацию.

Чтобы организовать свое архитектурное бюро, его участники приняли решение уволиться из достаточно солидных мастерских, и не только пензенских. Антон Белов, в частности, проработал к тому времени в «Гражданпроекте» более 6 лет, и успел «прирасти корнями» к этой организации. Но молодым архитекторам хотелось делать что-то свое, хотелось свободы и интересных проектов.

«Наша основная миссия — делать качественно и современно, стараться всему придать какую-то оригинальную идею. Мы хотим наполнять пространства каким-то своеобразным духом, чтобы все вокруг не было стандартным и типовым», — говорит Антон Белов.

Примечательно, что члены будущей «Вещи» приняли интуитивное, но окончательное решение о том, что будут вместе участвовать в конкурсах и создавать проекты, после лекции о башне Татлина. Эту лекцию в апреле 2016 г. прочитала преподавательница ПГУАС Елена Лапшина. Оказалось, что проект авангардиста и конструктивиста Владимира Татлина способен и через 100 лет вдохновлять молодых архитекторов на великие дела.



Буквы и кони


Молодых архитекторов из объединения «Вещь!» понемногу стали замечать и привлекать к серьезным проектам, определяющим облик Пензы. Время оказалось очень удачным: в последние годы власти в нашем городе все больше внимания стали уделять оформлению городских пространств, созданию комфортной среды.

На одном из круглых столов, проводимых под управлением Губернатора, сотрудница архитектурного объединения «Вещь!» делала доклад. После мероприятия к ней обратился главный художник Пензы Сергей Петров и предложил молодому коллективу сделать арт-объект - объемные буквы, составляющие слово «Пенза». В результате проект Антона Белова был реализован в 2016 г., и украсил собой вначале Олимпийскую аллею, а затем Юбилейную площадь.

Автор постарался заложить в эти 5 букв множество смысловых слоев. Тут можно отыскать и образ одного из символов Пензы — памятника «Росток» (в надписи чувствуется его геометрия), и традиции русского средневековой зодчества (пропорционирование на основе куба), и влияние церковной архитектуры (золотой цвет). То есть, Антон Белов хотел, чтобы это были не просто буквы, а чтобы они отражали характер места, города, в котором они установлены.

А еще надпись «Пенза» на этом объекте можно читать с обеих сторон («А» превращается в «П», «З» — в «Е», и наоборот), и ее зеркальные поверхности дают интереснейшие отражения. Еще один проект «Вещи» — проектирование двора для одной из строительных компаний Пензы. Дом, перед которым благоустраивалась территория, был построен на территории бывшего ипподрома. «Вещь!» решила сохранить память об этом объекте, вписать ее в концепцию двора. В итоге перед домом появился метафорический «Путь коня».

Намеки и символы, связанные с этим животным, можно будет отыскать по всей территории двора. Это и высокие травы, в которых не стыдно пастись даже символическому Коню, и следы подков на плитке, и переосмысленные фигуры этого едва ли не тотемного животного — красный единорог и шахматный конь.

Так в работах АБ «Вещь!» пространства Пензы становятся неслучайными и начинают рассказывать свои истории.

В конце 2016 г. московское КБ «Стрелка» и Агентство ипотечного жилищного кредитования (АИЖК) запустили программу комплексного развития городской среды. Проект этот очень масштабный: за несколько лет планируется благоустроить десятки ключевых общественных пространств в 40 российских городах. Предполагается, что эти изменения станут примером и отправной точкой для дальнейшего развития. Представители проекта отводят особо важную роль в создании нового облика городов молодым архитекторам.

Молодой архитектор Антон Белов узнал об этом проекте почти случайно. О программе ему рассказал коллега-тезка из Чебоксар. Познакомившись с этим проектом, сотрудники «Вещи» стали активно бороться за право участия в нем: выходили на контакт с главным архитектором области, сами посылали примеры своих работ в Москву. Для молодых архитекторов это был шанс поучаствовать в действительно масштабных изменениях облика Пензы.

В итоге в проект вошли 4 пензенских организации: три маститых (творческая мастерская Александра Бреусова, архитектурная мастерская Льва Ходоса, АБ «Март») и перспективная группа «Вещь!». Причем «Вещь!» получила возможность создаться свой образ для самого что ни на есть центра Пензы — это площадь Ленина и ул. Славы (плюс они немного помогали проектировать набережную).
«Стрелка» курировала весь процесс, давала свои рекомендации в соответствии с проведенным ранее исследованием запросов горожан. Москвичи советовали «быть проще», но архитекторы «Вещи» остались верны себе и все-таки усложнили свои проекты, обогатив их местными смыслами.

Антон Белов спроектировал новый образ для ул. Славы. В планировочную структуру он вложил в качестве основы образ Ростка. Его углы и диагонали, его темные и более освещенные части будут просматриваться и в мощении, и в принципе укладки бордюров, и в элементах благоустройства. Помимо этого, стела «Росток» теперь будет лучше смотреться с площади Ленина — линии нового бульвара станут усиливать перспективу.
Сама площадь Ленина тоже заметно поменяется. Парковке автомобилей придется несколько потесниться. Зелени станет заметно больше. В свободное от массовых мероприятий время на площадь будут выставлять уличную мебель, чтобы убрать «эффект пустынности». Не забыли и про речку Шелоховку, которая когда-то протекала по центру Пензы, а теперь течет под землей: ее изгибы будут показаны рисунком брусчатки.

«То есть, мы не просто взяли, подсмотрели что-то в Москве, и так же сделали. Этот проект основан на истории города», — отмечает Антон Белов.

Возникают некоторые сомнения: если ключевые пространства Пензы спроектированы четырьмя разными организациями, то будут ли они гармонировать друг с другом, создадут ли целостный образ?

«Мы тоже собирались и думали над этим вопросом, — говорит Антон Белов. — Они будут гармонировать. Но, благодаря тому, что различные зоны делали разные группы, они будут все-таки различаться. И это — плюс».

18 сентября проекты благоустройства были представлены в Пензе. Реализация этих планов намечена на ближайшие годы.

Можно констатировать, что молодых архитекторов из АБ «Вещь!» уже заметили на высоком уровне и оценили их способности. Однако Антон Белов считает, что не стоит ориентироваться на фактор «заметили — не заметили»: все равно нужно продолжать активно продвигать себя, предлагать свои идеи.

Пенза и города мечты


Считается, что молодежь куда более склонна к экспериментам и радикальным решениям, нежели старшее поколение. Антон Белов, пожалуй, согласен с этим, однако он уточняет: есть и вполне зрелые архитекторы, которые вполне способны генерировать новаторские идеи. В целом же, добавляет Антон, «радикализм» в этой профессии как правило остается «на бумаге», в виде нереализованных проектов. Для реализации новаторских идей нужны не только смелые замыслы архитекторов, но и готовность общества к ним.

В Пензе хватает талантливых архитекторов, проекты на их выставках зачастую поражают воображение. Однако город по-прежнему продолжают застраивать однотипными «прямоугольниками». Рассуждая о том, почему так происходит, Антон Белов замечает: «Наверное, здесь свою роль играют глобальные вещи. В основном сейчас все стараются просто заработать деньги. В том числе и заказчики. Все стараются сэкономить, сделать попроще. Не думают о прекрасном».

Впрочем, он отмечает и положительную роль денежного вопроса в этом процессе: в Москве красота зданий понемногу становится конкурентным преимуществом в соревновании застройщиков. Отвечая на вопрос о том, каким должен быть город, Антон Белов приводит в пример Ванкувер: высотный центр, дальше — застройка средней высотности, и малоэтажный пригород.

«Я думаю, такой путь правильный, — говорит Антон Белов. — У нас в России сейчас идут по неправильному пути. Например, отъедешь немного от Москвы - и там огромная многоэтажная застройка. И в Пензе поступают таким же образом — строят на краю города огромные многоэтажные жилые комплексы. Потом они создадут множество проблем, когда живущие там люди поедут в центр города. Транспортная инфраструктура не справится».

Однако в последние годы в Пензе ситуация с градостроительством начала понемногу выправляться, полагает Антон Белов. На будущее он смотрит с оптимизмом. Молодежь изменит наш город к лучшему, если в стране, конечно, не произойдет никаких «революций», полагает Антон. «А ведь лет 5 назад сложно было даже представить, что в Пензе начнут создавать такие общественные пространства», — отмечает он.

Сообщество молодых архитекторов Пензы по-прежнему существует, и по-прежнему является «питательной средой» для возникновения новых перспективных архитектурных объединений. Сотрудники «Вещи» — это, скорее, уже «старшее молодое поколение». С годами состав сообщества меняется, приходят новые люди, возникают новые проекты. Одно из последних проявлений активности молодых архитекторов — образовательный проект «Точка опоры». Еще через несколько лет вместо нее, наверное, будет уже другая программа, и другие люди. Главное, что движение молодых архитекторов продолжает жить и объединять активных и талантливых людей. И скоро мы увидим, какие города они захотят строить.


Тэги: Пенза, которой мы гордимся. Молодость к лицу городам, Пенза, архитектурное бюро Вещь, архитектурное бюро, Вещь, кризис, политика, архитектор, Галина Турчак, лекция, проект, тренд, Антон Белов, Гражданпроект, WAFEst, Фестиваль стихий, конкурс, Елена Лапшина, Владимир Татлин, власть, круглый стол, Сергей Петров, Олимпийская аллея, Юбилейная площадь, Росток, КБ Стрелка, Агентство ипотечного жилищного кредитования, АИЖК, Александр Бреусов, Лев Ходос, благоустройство, деньги, Точка опоры

10
Комментарии (0)
Добавить комментарий