RU
/
ENG
Войти
/
Регистрация
вход для пользователей

О растущем социальном аутизме как неизбежном следствии информационной эпохи

24 Августа 2018
Доктор философских наук Андрей Мясников

Информационная эпоха, в которую человечество вошло в конце ХХ века, становится для нас привычной повседневностью, и при этом порождает новые социальные явления, например, социальный аутизм. Это состояние человека, которому хочется «быть вне общества», быть в самом себе, избегать пугающих не предсказуемых событий и новостей.

1.jpg

Медико-биологическим основанием аутизма является нарушение деятельности головного мозга. Именно за последние 30 лет медики констатируют настоящий взрыв аутизма. Обобщённая статистика, представленная в интернете, такова: в 1995 году на 5000 человек приходился 1 аутист, а в 2017 году — 1 на 100 человек. Рост в 50 раз! Можно предположить, что такая динамика вовсе не случайна. При чём она наблюдается прежде всего в тех странах, где активно развиваются информационные технологии: в Южной Корее, Японии, США, Великобритании и др.

На эту тенденцию очень точно реагирует наш разговорный язык. Так, лет 10 назад появились и широко распространились такие разговорные выражения: «Прошу вас, услышьте меня!», «Надеюсь, меня услышали», «Я вас услышал» и т.п., которые подчёркивают, что многие люди не хотят слышать друг друга, т.е. понимать. И особенно большие усилия приходиться прилагать управленцам, руководителям, чтобы их подчинённые обратили внимание на то, что им говорят, на то, что именно нужно делать.

Огромные потоки информации, которые «свалились» на наших современников за последние 30 лет, стали тяжелым бременем для человеческого мозга. По мнению многих учёных, в условиях такого перенапряжения мозг перестаёт принимать «лишнюю информацию», начинает блокировать ее разными способами.

— Не хочу ничего слышать от других! — примерно такую внутреннюю команду даёт уставший мозг своему сознанию и организму в целом. Дело в том, что в условиях информационного бума резко возрастают потоки дезинформации, обмана, в том числе через так называемые «информационные войны». Поэтому неподготовленный мозг, имеющий слабые рационально-критические механизмы защиты и фильтрации разной информации (слабый ум), может идти на радикальное решение — «выйти из этой сложной и опасной игры», «в аут», — замкнуться в себе, в своих внутренних чувствах и состояниях. Такую реакцию мозга можно считать социальной мутацией, которая в последствие ведёт к генетическим мутациям у следующих поколений. Современная медицина пока не может объяснить конечные причины генетических мутаций, которые приводят к аутизму. Поэтому наше предположение имеет право на существование.

Итак, социальный аутизм как эволюционная мутация позволяет приспособиться к усложнившимся общественно-коммуникативным отношениям. При этом он не является стратегией биологического выживания, так как в современных обществах об аутистах позаботятся другие люди, например, члены семьи, благотворительные организации, государственные службы социальной защиты, и создадут для них вполне комфортные условия жизни. Социальный аутизм оказывается способом социально-психологической адаптации к информационному обществу.

Вместе с тем социальные аутисты эмоционально-психологически закрыты в своём частном мире, и являются своего рода монадами — самодостаточными сущностями, не нуждающимися в постоянном эмоциональном и рациональном общении с другими людьми. Можно пофантазировать, и представить, что в далеком будущем большинство людей будут аутистами, и им будет достаточно общаться с роботами, которые будут обслуживать их и удовлетворять личные потребности. Конечно, перспектива не самая интересная и благостная, но возможная.
Учёные только начинают изучать биологические и социальные последствия информационной перегруженности, но уже сейчас можно прогнозировать, что эти последствия будут очень масштабными и станут серьёзными проблемами 21 века.

С точки зрения современной практической философии мы должны, во-первых, уметь защищать себя от этой информационной перегруженности с помощью избирательного отношения к информационным потокам. Например, в этом году выросло число продаж сотовых кнопочных телефонов без доступа в интернет. Спрашивается: почему? Очевидно, чтобы не было лишних соблазнов. Или ещё пример: многие психологи и медики говорят о вреде регулярного просмотра центральных новостных телеканалов, так как они выполняют пропагандистско-манипулятивные задачи, т.е. формируют ложное сознание. Особенно беременным женщинам не желательно «зависать» в телевизоре и социальных сетях.

Во-вторых, современный человек должен постоянно заниматься формированием рационально-критического способа мышления, так как общественная жизнь усложняется, резко возрастают степени свободы, а вместе с ними увеличивается и неопределённость жизни. Не случайно, что социологи называют современное постиндустриальное общество «обществом риска». По сути — это эволюционный вызов: или ты будешь усиливать свою разумность, или от перегрузок мозг «уйдёт в аут».

Ещё в конце 18 столетия немецкий философ И.Кант сформулировал понятие «необщительной общительности» для того, чтобы показать противоречивость человеческой жизни. Когда, с одной стороны, каждый человек имеет склонность к уединению, обособлению от других, чтобы жить по-своему, только по своей воле, и вместе с тем, с другой стороны — у нас есть склонность к общению с другими людьми, чтобы проявлять себя, сравниваться с другими и развивать свои способности и задатки в разнообразной деятельности. Поэтому нормальная разумная человеческая жизнь предполагает сочетание, согласование этих двух противоположных склонностей, и именно через это будет совершенствоваться наша личная и общественная жизнь.

И если в социальном аутизме мы можем наблюдать преобладание человеческой склонности к уединению и замкнутости, то такая тенденция должна вызывать у разумного сообщества большую обеспокоенность, и, как следствие, требуется пристальное внимание со стороны учёных, врачей, общественных и государственных институтов к этому тревожному социальному явлению.

Теги: О растущем социальном аутизме как неизбежном следствии информационной эпохи

5
Комментарии (1)
0
Дайрен Шу
Выражение «социальный аутизм» следует заключать в кавычки, поскольку оно есть быть метафора, а не самостоятельное понятие. Аутизм – патология развития нервной системы. Рост статистики обусловлен ростом диагностики с широким спектром, тогда как реально патологических случаев – стало меньше, ввиду своевременного и прогрессивного лечения. Если вернуться к метафоре «социальный аутизм» и «замыканию в себе», то причина распространения подобного поведения – образ жизни. Современное постиндустриальное общество – «общество услуг». Человек современного «урбана» – «офисный человек». Психология мотиваций поведения современного человека ориентирована на «контакт статусных масок», поскольку в «обществе услуг» конкурентная стратегия – «продажи», то современный человек «продает социальную идею себя». «Замыкание в себе» и так называемый «социальный аутизм» – норма, а не патология. Куда большей проблемой является «информационная реинтеграция» (включение в какую-либо общность). Если целью практической философии является осмысление текущих «социо-процессов» (от социологических, исторических, психологических и др. гуманитарных исследований), то философия теряет «самос-ть», а значит, и практическое применение, поскольку её нельзя дезинтегрировать (из социологических, исторических, психологических и др. гуманитарных исследований). Почему? Потому что понятийный ряд заимствован.
Добавить комментарий