RU
/
ENG
Войти
/
Регистрация
вход для пользователей

Буртас, Пургас и город Кснятин. Мифологизация ранней пензенской истории

7 Сентября 2018
Максим Денисов

Где-то за год до празднования 350-летия Пензы, очень многие ученые и краеведы области выступили с рядом публичных лекций, в которых вновь озвучили свои любимые концепции. Не ставя под сомнение квалификацию и авторитет наших ученых мужей (хотя зачастую сами они друг друга не жалуют), хочется отметить общую черту большинства этих концепций — страсть к мифологизации истории. 



Где-то за год до празднования 350-летия Пензы, очень многие ученые и краеведы области выступили с рядом публичных лекций, в которых вновь озвучили свои любимые концепции. Не ставя под сомнение квалификацию и авторитет наших ученых мужей (хотя зачастую сами они друг друга не жалуют), хочется отметить общую черту большинства этих концепций — страсть к мифологизации истории.

Великая Буртасия


Гоголь в свое время замечательно описал сие явление: «Сперва ученый подъезжает в них необыкновенным подлецом, начинает робко, умеренно, начинает самым смиренным запросом: не оттуда ли? <…>не нужно ли под этим народом разуметь вот какой народ? Цитирует немедленно тех и других древних писателей и чуть только видит какой-нибудь намек или просто показалось ему намеком, уж он получает рысь и бодрится, разговаривает с древними писателями запросто, дает им запросы и даже сам отвечает за них, позабывая вовсе о том, что начал робким предположением; ему уже кажется, что он это видит, что это ясно, — и рассуждение заключает словами: так это вот как было, так вот какой народ нужно разуметь, так вот с какой точки нужно смотреть на предмет!».

Самый яркий пример тому — знаменитые буртасы. Во второй половине нулевых годов нового века местному начальству показалась соблазнительной идея приватизировать доселе малоизвестное имя давно исчезнувшего народа и превратить его в бренд. Началась массированная пропагандистская кампания, в ходе которой договорились до того, что современное население области представляет собой потомков буртасов. Что вызывало естественное раздражение, как у историков, не привлеченных к проекту, так и у людей хоть что-то читавших и знающих по Отечественной истории. В беседе с автором несколько лет тому назад завкафедрой ПГПУ профессор Ольга Сухова завила: «Вопрос о буртасах, как о народности, является дискуссионным. С одной стороны, есть письменные свидетельства, в основном, арабские, X – XIII веков, упоминающие о них.

С другой — нет следов материальной культуры, однозначно идентифицируемых как буртасские. Так что все здесь находится в области догадок и гипотез». Наспех собранный из случайных артефактов «музей культуры буртас» оказался явлением того же порядка, что и «найденная могила Ивана Сусанина» или фотография «Ноева ковчега на Арарате». А самое главное, жители Пензы восприняли идею обуртасивания безо всякого энтузиазма. Так что кампания тихо сошла на нет, оставив по себе память названием действительно замечательного дворца спорта «Буртасы».
А еще, увы, породило мем «Буртасия» употребляемый как синоним местечкового провинциального идиотизма.

Однако, автор и главный сторонник буртасской теории — профессор Геннадий Белорыбкин (действительно, наиболее авторитетный пензенский археолог) по-прежнему уверен в своей правоте. На недавней публичной лекции он привлек буртас к самому громкому археологическому открытию в России последних лет — Золотаревскому городищу. Объекту, действительно, уникальному. На месте раскопок обнаружены следы грандиозной битвы. На сегодняшний день найдено более 15 тысяч предметов, относящихся к доспехам и вооружениям древности. А на поле Куликовской битвы, для сравнения — всего 218! Оружие в древности было очень дорого, и победители обирали поле боя подчистую. Золотаревский феномен в этом плане еще ждет своего истолкования. На данный момент удовлетворительных объяснений нет. Но Белорыбкин уже приспособил этот археологический памятник к своей буртасской теории.



По его мнению, на территории нашей области существовало процветающее Буртасское княжество, насчитывающее порядка 300 населенных пунктов, доминировавшее над соседними племенами и богатевшее на международной торговле. Оно было разгромлено земли монгольским нашествием 1237 года. Под Золотаревкой разыгралась грандиозная битва, в котором жители столицы Буртаса оказали героическое сопротивление захватчикам и погибли. Откуда взялся «Буртас»? Очень просто. Геннадий Николаевич рассказал, что найден некий артефакт, на котором изображены буквы «Р» и «В». На самом же деле эти две буквы являются вовсе не буквами, а тремя тюркскими рунами – «Р», «I» и «З», и читать эти руны следует как: «Б», «Р» и «Т».

Из чего можно сделать вывод, что в древности Золотаревское городище так и называлось «Буртас»! Ну как не вспомнить цитировавшиеся выше слова Николая Васильевича! Историк-любитель Павел Курень уже сделал ехидное предположение, что на самом деле эти «руны» означают «burtаss pound» — буртасский фунт, и являются свидетельством прочных связей древней Пензы с Северной Европой. Коллеги-профессионалы саркастически пожимают плечами.

«Таинственный» Кснятин


Другим примером мифотворчества может служить попытка локализации известного по летописям (и, якобы, неизвестно где располагавшегося) древнерусского города Кснятина на территории современной Пензы. Была она предпринята археологом-любителем, краеведом Борисом Алпысбаевым. Вот цитата из монументального (870 стр.) «научного издания» краеведа Евгения Саляева «Освоение Дикого поля»: «Возник он якобы около 1208 года, являлся центром сбора дани с мордвы и просуществовал лет десять, разорённый князем Пургасом.

Одним из подтверждений этой версии является находка древнерусской печати (буллы) на территории Пензы, где на костяной ручке процарапана дата — 6721, то есть 1212 год в нынешнем летоисчислении, на одной стороне печати изображены ладонь руки и надпись: «Тиун Кснятина Кузьма» («тиун» — это судебно-административная должность в те годы), а на другой стороне — герб древнего города — солнце. Более того, была найдена ещё и маленькая берестяная грамотка, свидетельствовавшая о взятии го¬рода Кснятина князем Пургасом и датированная 1218 годом (в современном летоисчислении). Гонец так и не довёз её до суздальского князя Константина, кому она предназначалась (в то время город находился в составе Суздальского княжества).

На некоторых находках кириллицей написано: «Кснятин Глаза Суздаля», «Кснятин Пядь Руси». Отсюда вывод — Пенза старше Нижнего Новгорода!
Так получилось, что автор сих строк имел некоторое касательство к возникновению «сенсации». В 2000 году в редакцию пензенской (а не московской, как указано у Саляева!) газеты «Точка зрения» пришел товарищ, представленный мне незадолго до того как чернокнижник (sic!) «колдун Боря».

 И вывалил из пакетика на стол вышеуказанные артефакты. В отличие от маститого краеведа, меня сразу насторожило такое внезапное обнаружение большого количества артефактов, каждый из которых тянул на сенсацию всероссийского масштаба. Также я был в курсе, что «загадочный» Кснятин очень даже известно где располагался — в устье Волжской Нерли, на территории нынешней Ярославской области.

Место, хоть ныне и скрытое под водохранилищем, но хорошо известное археологам и историкам. Но в целом это показалось забавным курьезом — наряду с «расстрелом пензенскими сотрудниками НКВД инопланетян» и «научно обоснованным» проектом переноса в Пензу столицы России. Так появился материал под полемическим заголовком «Пенза старше Нижнего?», ни в коем случае не претендовавший на научность.

Неудивительной была вторая попытка Алпысбаева продвинуть свое «открытие» через 4 года уже через пензенское ТВ. Но увидеть такое в «научном издании», даже учитывая нарочитое взятие этого термина в кавычки, было удивительно.

(Продолжение следует)

От редакции


На самом деле, если имеющиеся легенды умело переложить на сохранившиеся объекты культурного наследия, получится неплохое сочетание, способное привлекать в регион туристов из других регионов и даже стран, не говоря уж о местных жителях. Нам есть чему поучиться у европейцев, которые по малейшим крупицам собирают исторические значимые факты, (иногда и не совсем факты), обеспечивая тем самым устойчивый поток иностранцев. Умеют же преподносить, чертяки! Наша Россия–матушка богата не меньшим числом уникальных мест и памятников, а может даже и большим. Надо учиться!

Теги: Буртас, Пургас и город Кснятин. Мифологизация ранней пензенской истории, история, Пенза, история Пензы, флаг, буртасы, население, Ольга Сухова, дворец спорта Буртасы, Буртасы, Геннадий Белорыбкин, Россия, Золотаревское городище, раскопки, торговля, монгольское нашествие, Павел Курень, burtаss pound, Северная Европа, летопись, Борис Алпысбаев, Евгений Саляев, Тиун Кснятина Кузьма, Суздальское княжество, Нижний Новгород, артефакт, Нерль Волжская, Ярославская область, ТВ

20
Комментарии (0)
Добавить комментарий