Вход
/
Регистрация
вход ДЛЯ пользователей

Пенза забытая

23 Октября 2017

Хроника памятных событий из прошлого Пензы и Пензенской области (23 – 29 октября).

Фотография офицеров 160-го пехотного Абхазского полка (1892 г.)
Фотография офицеров 160-го пехотного Абхазского полка (1892 г.)

23 октября 1892 года, 125 лет назад, в доме Пензенского дворянского собрания состоялся прощальный вечер для офицеров 160-го пехотного Абхазского полка из состава 2-й бригады 40-й пехотной дивизии. Полк, сформированный на Кавказе в 1863 году, прибыл в Пензу в 1874 году; отсюда он уходил в 1877 году на русско-турецкую войну и вернулся обратно в 1878 году с почётной наградой — Георгиевским знаменем за взятие крепости Карс. За время проживания в Пензе многие офицеры обзавелись семьями, друзьями и знакомыми, поэтому церемония прощания была необычайно многолюдной и сердечной: в Дворянском собрании, роскошно убранном флагами, гирляндами и декоративными щитами, собралась вся знать города во главе с губернатором, генерального штаба генерал-майором А.А. Горяйновым, и губернским предводителем дворянства Д.К. Гевличем.

Оживлённые танцы в переполненных гостями залах продолжались до утра; всем офицерам были розданы на память значки с надписью «Абхазцам Пенза». 25 октября проводы для полка устроили городские власти: для офицеров сервировали завтрак в помещении городской управы, нижним чинам поднесли по чарке водки и по пирогу. В тот же вечер Зимний театр был переполнен горожанами, пришедшими на прощальный концерт оркестра полковой музыки и его талантливого капельмейстера К.В. Филиппа.

С 27 октября полк начал выступление из Пензы — эшелонами по Сызрано-Вяземской железной дороге к новому месту назначения, в Виленский военный округ. 29 октября в 6 часов вечера отправился последний эшелон, состоявший из штаба полка с полковыми знамёнами, музыкальной команды, нестроевой роты и обоза. От провожавших на перроне вокзала было «буквально негде яблоку упасть» и, несмотря на окрики жандармов и просьбы командира 2-й бригады генерал-майора Ф.Я. Коноплянского, солдатам пришлось протискиваться к вагонам сквозь толпу, «стоявшую плотной стеной»…

Картина В.Е. Маковского «Ночлежники (Ночлежный дом в Москве)»
Картина В.Е. Маковского «Ночлежники (Ночлежный дом в Москве)»


23 октября 1892 года, 125 лет назад, в помещении картинной галереи в здании ремесленной школы Ф.Е. Швецова на Дворянской (ныне Красной) улице открылась выставка картин Товарищества передвижных художественных выставок. На ней было представлено 50 работ известных русских художников, в том числе «Ночлежники», «Стадо» и «Хоровод детей» В.Е. Маковского, «Портрет И.И. Шишкина» И.Н. Крамского, «Лунная ночь» П.А. Брюллова, «Удриас (Берег Финского залива)» И.И. Шишкина, «Песнь жаворонка» Н.К. Бодаревского, «Колдунья» и «Голова старика» М.П. Клодта, «Старуха с просфорой» К.В. Лемоха, картины А.К. Беггрова, Ф.А. Бронникова, В.М. (или А.М.) Васнецова и других.

Объявление об открытии выставки картин Товарищества передвижных художественных выставок («Пензенские губернские ведомости» от 8(20) октября 1892 г.)
Объявление об открытии выставки картин Товарищества передвижных художественных выставок («Пензенские губернские ведомости» от 8(20) октября 1892 г.)

23 октября 1937 года, 80 лет назад, возле Новосибирских островов в море Лаптевых были остановлены льдами три ледокольных парохода — «Георгий Седов», «Садко» и «Малыгин», посланные на выручку застрявшему каравану транспортных судов. 30 октября, после безуспешных попыток вырваться из ледового плена, корабли получили приказ зимовать. Один из затёртых льдами пароходов — «Георгий Седов» (порт приписки Архангельск) — остался в Арктике надолго: его беспримерный дрейф по Северному Ледовитому океану продолжался 812 дней (23.10.1937 – 13.1.1940). Впрочем, все тяготы и испытания, выпавшие на долю «седовцев», в то время были ещё впереди, и даже будущий капитан «Георгия Седова», возглавлявший корабль в самый ответственный период дрейфа (1938-1940), — уроженец Пензы Константин Сергеевич Бадигин (1910-1984) — занимал тогда должность второго штурмана на ледоколе «Садко».

24 октября 1937 года, 80 лет назад, лётчица Валентина Степановна Гризодубова (1909-1993) и штурман Марина Михайловна Раскова (1912-1943) совершили беспосадочный полёт по маршруту Москва – Актюбинск на двухместном лёгком самолёте АИР-12 конструкции А.С. Яковлева, установив новый женский рекорд дальности полёта для аэропланов данного типа — 1444,72 км за 7 часов 23 минуты.

Агитбригада на Пензенском аэродроме. Фото К. Николаева («Рабочая Пенза» от 1 ноября 1937 г.)
Агитбригада на Пензенском аэродроме. Фото К. Николаева («Рабочая Пенза» от 1 ноября 1937 г.)

К слову, в те же дни 1937 года велась активная подготовка к выборам в Верховный Совет СССР, и в Пензе, по инициативе местного аэроклуба (в котором в 1929 году училась В.С. Гризодубова) и редакции газеты «Рабочая Пенза», была создана самолётная агитбригада для работы в пензенских избирательных округах. В задачи агитбригады входили проверка подготовки избирательных участков к выборам и пропаганда Сталинской Конституции и нового избирательного закона.

26 октября 1877 года, 140 лет назад, в пензенском театре устраивался бенефис антрепренёра и артиста Василия Пантелеймоновича Далматова (Лучича, 1852-1912). Бенефициант выступил в драме «собственного произведения» «На обрыве, или какова ловля, такова и кормля», позаботившись, чтобы и другие роли «были исполнены в том духе и в том тоне, которые он сам старался провести». Также были представлены опера-буфф Франца фон Зуппе «Лёгкая кавалерия» и «живые картины», изображающие события текущей русско-турецкой войны: поражение армии Мухтара-паши и взрыв турецкого броненосца в Сулине.

26 октября 1922 года, 95 лет назад, в театре «Те-Ма» (сейчас ККЗ «Октябрь») состоялся концерт известного оперного и камерного певца Александра Ильича Мозжухина (1878-1952), уроженца села Кондоль, старшего брата популярного киноактёра Ивана Ильича Мозжухина. Совершая концертное турне по Поволжью вместе со спутницей жизни и постоянным аккомпаниатором Клео Карини (Клеопатрой Андреевной Мозжухиной), А.И. Мозжухин посетил и Пензу, где жил и учился в 1890-х годах, и где его по праву считали земляком. В программу концерта были включены лучшие романсы Глинки, Даргомыжского, Бородина, Балакирева, Мусоргского, Римского-Корсакова, Кюи, Шумана, Шуберта, Шопена, Моцарта и других русских и зарубежных композиторов. 29 октября в «Те-Ма» прошёл второй концерт А.И. Мозжухина, составленный, главным образом, из оперных арий. Успех выступления у публики, наполнившей театр «донельзя», был просто небывалый: артиста бесконечно вызывали и просили повторить то или иное произведение…

А.И. Мозжухин и Клео Карини
А.И. Мозжухин и Клео Карини

27 октября 1912 года, 105 лет назад, в Пензе была открыта Пастеровская станция «для производства прививок лицам, укушенным бешеными животными». Помещение для станции, арендованное Пензенским губернским земством, находилось на втором этаже каменного дома №79 на улице Лекарской (ныне Володарского), принадлежавшего А.Г. Свинухову. В 12 часов дня было произведено освящение станции в присутствии губернатора А.П. фон Лилиенфельд-Тоаля, председателя губернской земской управы князя Л.Н. Кугушева и членов управы князя В.Н. Мансырева и А.Я. Чихачёва, губернского врачебного инспектора П.В. Иванова, и.д. городского головы М.Д. Соколова и многочисленных представителей медицинского общества Пензы; затем состоялся осмотр помещения, оборудованного всеми необходимыми приспособлениями и аппаратами для изготовления вакцины и производства прививок. Объяснения давал заведующий станцией доктор А.В. Бономорский, ранее специально командированный губернским земством в Петербург, в Императорский институт экспериментальной медицины в Москве, в Тулу и Самару для изучения практической стороны деятельности Пастеровских учреждений.

28 октября 1927 года, 90 лет назад, Пензу посетила шведская рабочая делегация, приехавшая в СССР для участия в октябрьских торжествах в Москве. В оставшееся до 7 ноября время делегация посещала, по собственному выбору, некоторые из приволжских городов — для ознакомления с жизнью рабочих, советским строительством и т.д. На мимолётное знакомство с Пензой у зарубежных гостей было всего два вечерних часа, затем делегация отправилась дальше, в сторону Саратова.

28 октября 1932 года, 85 лет назад, Пензенскими горсоветом и горкомом ВКП(б) было составлено директивное письмо, адресованное директорам МТС, председателям сельсоветов и колхозов, секретарям партячеек и уполномоченным. В письме указывалось, что многие хозяйства района не выполнили план хлебозаготовок, прекратив или снизив вывоз хлеба на заготовительные пункты. При этом участились ходатайства перед горкомом и горсоветом о снижении задания по хлебозаготовкам со стороны не только руководства колхозов и сельсоветов, но даже уполномоченных. Все эти попытки уберечь колхозников от возможного голода были расценены как «кулацкая политика», и все, кто препятствовал выполнению заданий по хлебосдаче, именовались в письме «прямыми помощниками классового врага-кулака». Горсовет и горком предупреждали, что ни одно подобное ходатайство власти рассматривать не станут, сам факт возбуждения подобных ходатайств будет расцениваться как «неприкрытая кулацкая вылазка», а участие в «укрывательстве хлеба» — как «прямая помощь классовому врагу»…

Директивное письмо Пензенских горсовета и горкома ВКП(б) от 28 октября 1932 года («Рабочая Пенза» от 29 октября 1932 г.)
Директивное письмо Пензенских горсовета и горкома ВКП(б) от 28 октября 1932 года («Рабочая Пенза» от 29 октября 1932 г.)

В конце октября 1902 года, 115 лет назад, на паровой мукомольной мельнице И. Алипова была пущена в ход паровая машина «больших размеров и сложной системы (Компаунд), снабжённая усовершенствованиями последнего времени». Машину изготовили в Пензе на чугунолитейном и механическом заводе В. Кракка (бывшем Крюгера) и, по отзывам специалистов, «тщательностью и чистотой работы» она не уступала технике других производств. Событие это было названо «отрадным фактом улучшения в нашем районе технической промышленности».

В конце октября 1937 года, 80 лет назад, Пензенское городское дорожно-мостовое хозяйство начало расширение и мощение булыжником улицы Городищенской за рекой Пензой. Параллельно Городищенской проходила улица Транспортная (бывшая Приютская), с давних пор — часть так называемого Большого Городищенского тракта, связывавшего Пензу с Городищем и другими населёнными пунктами; здесь же пролегала дорога в Ахуны и на писчебумажную фабрику «Маяк революции». Однако расширение железной дороги сузило улицу и затруднило движение, поэтому после окончания работ на Городищенской улице весь транспортный поток Городищенского тракта должны были перевести туда.

В конце октября 1972 года, 45 лет назад, в Пензе проходил турнир молодых хоккеистов общества «Труд» с участием шести лучших команд из Воскресенска, Челябинска, Горького (сейчас Нижний Новгород), Саратова, Пензы и Череповца. Переходящий кубок Центрального совета ДСО «Труд» завоевали юниоры пензенского «Дизелиста», ни разу не проигравшие, а нападающий «Дизелиста» Евгений Лукашин был признан лучшим нападающим соревнований.

Подготовлено при содействии Государственного архива Пензенской области и Пензенской областной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова.

Тэги: Пенза забытая, Пенза, история, Пензенская область, история Пензы, пехотный полк, война, картинная галерея, выставка, пароход, транспортные суда, Валентина Гризодубова, Марина Раскова, самолет, аэроплан, выборы, театр, Василий Далматов, концерт, Александр Мозжухин, СССР, письмо, хлебозаготовки, паровая машина, мельница, производство, промышленность, хоккей, соревнования

8
Комментарии (0)
Добавить комментарий