RU
/
ENG
Войти
/
Регистрация
вход для пользователей

Дмитрий Потапенко призвал пензенских бизнесменов уходить в «трэш»

28 Октября 2016
Владислав Беляков

В минувшую среду, 26 октября, в Пензе прошел VI Региональный экономический форум «Бизнес-развитие». И в шестой раз на нем в качестве спикера выступил известный предприниматель Дмитрий Потапенко. «Пенза-Онлайн» предлагает читателям ознакомиться с тезисами его выступления.

Дмитрий Потапенко

Не в политику, а в экономику


Дмитрий Потапенко в российском бизнесе 25 лет, и 9 лет — в зарубежном. География его предпринимательства на данный момент включает 5 стран. В основном он работает в направлениях ритейла, общепита и строительства. Российские и иностранные СМИ называют его одним из ведущих экспертов в области ритейла.

Предвидя возможные вопросы о его участии в политической деятельности (на минувших выборах Дмитрий был кандидатом в депутаты Государственной Думы РФ от «Партии роста» по Калининградскому одномандатному округу), Потапенко сразу же попросил «разделять понятия». Он сказал, что относится к этому законодательному органу как к некоему ООО, получив в котором 51% акций, реально можно на что-то влиять. Поэтому «сходить» он собирался вовсе не в политику, а, скорее, в экономику. Депутаты, по его мнению, — это юристы, которые придумывают законы.

— Мы пытались воспользоваться этим мизерным шансом, чтобы наняться одним из этих 450 юристов, — отметил эксперт. — Нам больно, что бизнес отжимают. Нам хотелось, чтобы у нас был механизм прямого действия, чтобы мы — бизнесмены — могли напрямую предлагать законопроекты. Такой механизм нужен там — в Думе.

Включайте логику и гибкость


— Ежемесячно мы (наша компания) завозим из Китая на территорию России всяких колокольчиков и бубенчиков на 10 млн. долларов, — рассказал Дмитрий Потапенко. — Я имею в виду то, что потом вы покупаете в сетевых магазинах: всякие прихваточки, ершики и бытовую химию. Условно в Китае стоит это 20 центов, здесь вы покупаете за 3 доллара. Вместе с тем мы пытаемся наладить обратный поток. Но не получается. Самый лучший месяц показал результат 258 тыс. долларов. Волею судеб я много раз пытался вытащить наших производителей на зарубежный рынок. Не получается. Почему? Приведу пример.

В Чехии у нас есть сеть магазинов. Они находятся в провинции, в деревнях. Население там достаточно консервативное. Оно не пользуется мобильными приложениями, выбирая формат покупки «глаза в глаза». Понятно, что российский и московский след мы в этих магазинчиках не афишируем. Нравится это нам или нет, но чехи до сих пор относятся к нам настороженно и с недоверием, припоминая события 1968 года с советскими танками.

Под Новый год я предоставил свои полки под российское шампанское. Сказал поставщикам: вы сами вольны устанавливать цены и т.д. Что сделали наши российские поставщики? Они поставили цену на 6-8 крон больше, чем стоит качественное чешское игристое вино. При этом не удосужились даже перевести этикетку на чешский или хотя бы английский язык. Потом они приехали ко мне насупленные и обиженные, и предъявили: почему у нас ничего не продалось?

Где здесь логика и здравый смысл, где гибкость? Вы залезли в чужой монастырь с этикетками на русском языке, установили завышенную цену, и хотите, чтобы это кто-то покупал?

Ритейл должен быть технологичным


В следующем году в Пензенской области откроется около 50 объектов ритейла. Прогноз Потапенко таков: через год-два местные сети вообще перестанут существовать как класс.

— Последние 3-4 года местный ритейл не реагирует на вызовы клиента, он медленно умирает, — продолжил эксперт. — Что может в этом направлении противопоставить региональный игрок федеральному? В том виде, в котором он находится сейчас, — ничего. Местный ритейл не выгоден властям. Инвестиции любой федеральной сети будут кратно больше, чем дает местный ритейл. Персонал ничего не потеряет. Он перейдет из местной сети в федеральную, в проигрыше лишь предприниматель. Местный ритейл не выгоден и региональному производителю. С федеральной сетью у него хотя бы есть шанс выйти со своей продукцией за пределы Пензенской области.

Единственный шанс остаться на рынке — принципиально менять формат. К сожалению, в нас отсутствует способность критически относиться к тому, что мы делаем. А критичность восприятия должна быть ежедневной. Федеральный ритейл открывает объект за 26 дней. Это срок от первого бетона в фундаменте до разрезания красной ленточки. Задайте себе вопрос: открываете ли вы объект за 26 дней? Почему мы не можем этого сделать? Что, у федералов больше денег и ресурсов? Нет. У федералов есть основное и необходимое в данный момент времени — ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ.

Мы думаем, что все изменится само по себе. Мы пассивно ждем каких-то благоприятных условий для местного бизнеса. Их не будет! Поведение феодалов, а уже не раз говорил, что мы живем в феодальном государстве, по отношению к бизнесу останется точно таким же. Феодалам не нужен ни малый, ни средний бизнес. Для них любой предприниматель, который хоть чего-то добивается, и у которого работает больше чем три человека, является врагом системы. Не врагом государства, отмечу. А врагом системы. Так что я призываю сегодня предпринимателей чаще меняться. И меняться — технологически.

Ориентироваться на клиента




Дмитрий Потапенко приезжает в Пензу с завидной регулярностью. И многие пензенские бизнесмены говорят ему, что он излишне пессимистичен.

— В одном из произведений Чехова есть беседа двух персонажей о России XIX века, — рассказал Дмитрий. — Один из них говорит, что Россия — пессимистичная страна. Другой ему возражает, что дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума.

Я не пессимистичен, просто я призываю вас больше смотреть по сторонам. Больше реагировать на изменения покупательских предпочтений. Больше думать о том, что делать с продуктом. Есть две стратегии для его реализации: стратегия легенды и стратегия низкой цены. Когда мы говорим о швейцарских часах, компьютерах «Apple» или мотоциклах «Harley-Davidson», мы имеем в виду легенду, бренд. Именно легенда составляет основную часть цены. Мы продаем сопутствующие товару знания. Сами по себе шестеренки в часах или детали в планшете стоят копейки. Мы легенды дать не можем. Значит, наш формат — стратегия низкой цены. А самый успешный на сегодняшний день вариант — так называемый «чипок». Это магазин-коробка 5 на 10 метров с надписью «Продукты», в котором с утра до вечера торгуют мешками макаронами и крупами с поддонов. Утром пригоняешь машину, к вечеру ее уже нет. Самый эффективнейший формат. Особенно для отдаленных от центра микрорайонов.

Это если говорить о местном ритейле. А самый эффективный формат в общепите — столовая класса «для низшего звена». На территории бывших складов, овощных баз… То есть там, куда приезжают дальнобойщики, водители, полицейские и т.д. Тенденция последних лет такова, что в этих заведениях начинают появляться и так называемые «пиджаки», которые раньше могли себе позволить ланч в кафе. Но у них стало меньше денег. Для нас это радостная новость, но для экономики страны в целом — мягко говоря, не очень. То есть ниша для нас тоже имеется.

Возьмем такси. Сферу «Uber», как ее называют. В России есть лишь два класса услуг: представительский и обычный. В США — шесть уровней. То есть еще раз делаем вывод: мест, «дыр», куда можно развиваться, расти, у нас еще воз и маленькая тележка.

Наша основная задача остается той же — удовлетворять потребности клиента. И если вчера ты продавал дорогие кондиционеры, а сегодня торгуешь напольными вентиляторами, ничего страшного. Таковы реалии. И этот уход в «трэш-трэш» будет продолжаться еще несколько лет.

Давайте будем критичными к себе и к окружающему. Если над вами что-то «щелкнуло» свыше, и вы решили, что ваше призвание — преобразование мира к лучшему, и вы засели писать миссию компании, можете закрываться. Я еще в 90-х заметил, что если у компании есть миссия, значит, у ее владельца не все в порядке с головой. У нас не может быть иной миссии, кроме как обслуживание клиента. На левой руке у нас — полотенце, прогнули спинку, заглядываем клиенту в глаза и ласково спрашиваем: «Чего изволите?» Единственный наш функционал — ориентироваться на клиента.

Цитаты от Потапенко


— Лучший источник информации для развития бизнеса — книга жалоб и предложений нашего конкурента.

— Сейчас много говорят, что бизнес ушел в интернет. На самом деле, бизнес в чистом виде в интернете только один. Это продажа железнодорожных билетов. Все остальное — где есть девочка на телефоне и курьер по доставке — бизнес офф лайн.

— Всегда важно помнить: за любым движением, которое мы делаем, наблюдают злые, хищные и голодные глаза из темноты.

— У одних щи стали пустые, у других — бриллианты мелкие.

— Два года назад экономике России оторвало ноги. Сейчас не нужно придумывать, какие купить сланцы или кроссовки. Надо думать, как провести реанимацию и вырастить новые ноги.

Фото автора

Теги: Дмитрий Потапенко призвал пензенских бизнесменов уходить в «трэш», Дмитрий Потапенко, бизнес, Бизнес развитие, экономический форум, кризис, бизнесмен, предприниматель, ритейл, экономика, потребности клиента, клиент, магазин, торговля, экспорт, Пенза, форум, Пенза Онлайн, политика, предпринимательство, общепит, строительство, СМИ, политическая деятельность, выборы, депутат, акции, закон, законопроект, Китай, Россия, магазин, зарубежный рынок, рынок, Чехия, население, цена, английский язык, Пензенская область, власть, инвестиции, деньги, ресурс, технологичность, государство, клиент, продукты, покупательские предпочтения, Apple, Harley Davidson, бренд, Uber, миссия, обслуживание клиентов, обслуживание

8
Комментарии (0)
Добавить комментарий