Вход
/
Регистрация
вход ДЛЯ пользователей

Хаос в пензенском лесу. Объективная сторона

18 Сентября 2017

Десять лет назад, 1 января 2007 года вступил в силу новый Лесной кодекс Российской Федерации. За прошедшее время жить в новых условиях Пензенская область, судя по всему, не научилась. А ситуацию в отрасли некоторые готовы охарактеризовать как хаос.



Реформа-катастрофа


Один из самых спорных документов в истории новой России — ЛК РФ — внес существенные изменения в лесное хозяйство. Споры о целесообразности его принятия не утихают до сих пор. Одним из пунктов лесной реформы стала новая классификация лесов. То, что при поверхностном взгляде казалось лишь сменой терминологии, вылилось в существенные изменения режима лесопользования. Арендаторам лесных участков был существенно, иногда в разы, урезан предполагаемый изначально объем заготовки древесины. 

Ощутимым образом это коснулось Пензенской области, обладающей достаточно ограниченными лесными ресурсами. Вместо компенсации и поддержки, на которую можно было бы рассчитывать, предприниматели получили новые обязанности. Теперь на них ложилось выполнение лесохозяйственных работ: закупка и посадка саженцев, уход за насаждениями, расчистка захламлений, устройство дорог и другие работы. Это привело к резкому падению рентабельности лесозаготовительных работ и, собственно, доступности лесных ресурсов.

Пенза опровергает Президента


Сегодня в устах Президента России Владимира Путина звучит тезис о том, что разработка лесных ресурсов по своей экономической выгоде находится на уровне, сопоставимым с добычей нефти. Эффективность использования лесных ресурсов напрямую зависит от глубины переработки сырья и от применения современных технологий. При удлинении производственного цикла до производства ДВП, фанеры, мебели, дверей и других изделий налоговые отчисления предприятий увеличиваются на порядок по сравнению с простой заготовкой и распиловкой. В условиях ограниченного объема лесозаготовки задача региональных властей — обеспечить доступ к ресурсам для тех производств, которые способны дать максимальный КПД. 

Тем не менее, в Пензенской области наблюдается картина прямо противоположная: крупные предприятия, готовые не только платить налоги и создавать рабочие места, но и инвестировать средства в современное оборудование, оказались едва не в опале. 

За обозначенный период вынуждены были уйти с рынка ряд компаний, такие как «Золотое сечение» и «Лесной резерв». Едва ли на треть загружены производственные мощности «Деры». Не смогли наладить производство на территории Кузнецкого района представители московского региона. 

Усилиями этих предприятий в регионе появлялись современные технологии: импортные пилорамы и сушильные цеха высокой производительности, современная лесозаготовительная техника, которая не только повышала эффективность работ, но и наносила значительно меньший ущерб природе. Увы, но сегодня вместо харвестеров и форвардеров на делянках в пензенских лесах, как и 30 лет назад, работают тракторы «Беларусь» и гусеничная техника.


Другой путь


По большому счету, Пензенская область демонстрирует отсутствие какой-либо внятной стратегии использования своих лесных ресурсов. Очевидно, что ключевые задачи для региона это:

• Развитие на своей территории углубленной переработки сырья
• Увеличение налоговых поступлений за счет большей добавленной стоимости, созданной пензенскими предприятиями 
• Увеличение количества созданных официальных рабочих мест

Ни один из этих пунктов не интересен региональному администратору лесных ресурсов — Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области. По сути, его приоритеты ограничивается тем, чтобы получить максимальную прибыль от сдачи в аренду участков и продажи лесных насаждений. А их качественный состав и распределения между участниками рынка — вне поля их деятельности. 

Тем же лицам и структурам, которые отвечают за экономическое развитие, не хватает ни полномочий, ни компетентности в этой сфере. Судя по всему, возможность сделать управление лесным хозяйством области эффективным есть только у тех (того?), кто стоит в иерархии власти выше министерств и ведомств. Вопрос наличия желания и политической воли. 

Что для этого требуется? Прежде всего, обеспечить доступ к лесосеке самым эффективным компаниям. Уверенность в завтрашнем дне подстегнет предпринимателя вкладывать деньги в развитие, а не гнаться за сиюминутной выгодой. Это справедливо как для производственных площадок, так и для арендуемых участков. У арендатора нет стимула для ухода за лесом, прокладки дорог и лесосек, закупки качественного посадочного материала и удобрений, приобретения дорогой техники, если его права на участок ограничены 2-3 годами. Развиваться лесоперерабатывающая компания может только при наличии стабильного источника сырья — в достаточном объеме и с разумной стоимостью.

На сегодняшний день в регионе сложилась практика сдачи участков в аренду на срок, не превышающий 10 лет. Федеральное законодательство же ограничивает период аренды 49 годами. Долгосрочная аренда практикуется многими другими регионами. 

В то же время необходимо обеспечить исполнение арендаторами взятых на себя обязательств: по объемам инвестиций, количеству созданных рабочих мест и т.д. Правовые механизмы для этого существуют. Например, пролонгация договора аренды при определенных, установленных договором условиях. Или реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Так или иначе, необходимо отдавать себе отчет: когда лицо, взявшее лесной участок в краткосрочную аренду занимается исключительно тем, что передает их субарендаторам по своему усмотрению, не создавая добавленной стоимости и лишь накручивая цены на и без того недешевый ресурс, — ситуация для региона неприемлемая, но, к сожалению, имеющая место. 

Имели место и еще худшие ситуации, когда арендаторами оказываются фирмы-однодневки, вырубавшие (в том числе, с нарушением норм) только самые интересные насаждения и исчезавшие в неизвестном направлении. В то же время, в регионе имеются действующие производства, которые при должной поддержке могли бы значительно повысить собственную прибыль и социально полезный эффект. Это и фанерный завод «Власть труда», и уже упоминавшаяся «Дера», и многие другие.

Другая составляющая предстоящей работы — анализ качественного состава лесного хозяйства области и определение возможности максимально эффективного использования леса. Скорее всего, это потребует серьезной ревизии Лесного плана Пензенской области. Здесь мы подходим вплотную к проблеме полного беспорядка в лесоустройстве. 

Так, например, имеющийся сегодня свод лесотаксационных данных (возрастной, породный состав лесов и т.д.) крайне недостоверен. Отдельный лесничий прекрасно знает вверенную ему территорию, но в масштабах области свода информации приемлемого качества не существует. Это является существенным препятствием для стратегического планирования в отрасли. А также делает возможной ситуации, когда на месте, где по документам, например, должны расти массивы спелой и перестойной сосны, по факту оказывается вырубка, скрываемая порослью пяти-семилетней липы. Известны случаи, когда таким образом пропадали целые лесотаксационные кварталы, подлежащие заготовке. 

Наш материал — лишь краткий обзор ситуации в отрасли. Разработку конкретного плана действий мы оставим за областной администрацией. Потребность в нем объективно есть, было бы желание. Надеемся, что у первых лиц области оно имеется. 

Однако разобрали мы пока лишь ту часть проблемы, которую условно назвали «объективной стороной». А существует еще и субъективная. Поэтому — продолжение следует.

Тэги: Хаос в пензенском лесу. Объективная сторона, лес, Лесной кодекс, Пензенская область, хаос, ЛК РФ, лесное хозяйство, реформа, лесопользование, лесной ресурс, древесина, Пенза, Владимир Путин, Путин, древесина, ДВП, лесозаготовка, власть, рынок, Золотое сечение, Лесной резерв, Дера, производство, цех, техника, сырье, рабочее место, дорога, лесоустройство, Минлесхоз, Министерство лесного хозяйства

14
Комментарии (0)
Добавить комментарий